О сабвуферах

Сабвуфер – безусловно, самый «габаритный» элемент полноценной автомобильной музыкальной системы, располагаемый, как правило, в багажнике. Часто нежелание занимать багажник или «возить ящик» является определяющей причиной отказа от сабвуфера при создании аудиосистемы в своём автомобиле. Возможно, предлагаемая Вашему вниманию информация и фотоматериалы окончательно сможет Вас убедить в двух важных аксиомах:

1. Без сабвуфера любая музыкальная система будет неполноценной, «урезанной». Именно на саб возлагается задача воспроизведения самого низкого баса (контрабас, бас-барабан, нижние регистры органа и бас-гитары и т.д.).
2. Есть несколько способов решить проблему приемлемого размещения сабвуфера в автомобиле (мотоцикле, катере, самолёте…), один из них обязательно Вас устроит.

Буквально несколько слов, чтоб не утомлять теорией, об акустическом оформлении сабвуферного звена. Подключённый динамик в руках не играет! Если не верите – попробуйте сами, это не сложно. Динамик нужно «установить», заставить его заиграть максимально качественно. Есть всего лишь два варианта: бесконечный (акустический) экран (free air) и корпус. Чуть подробней:

1) пример установки free air – вырезать отверстие в большой стене и установить туда динамик, который будет лицевой стороной «качать волны» в одну комнату, тыльной стороной – в другую. Главное – дверь между комнатами не открывать, чтоб музыкальные волны не смешались беспорядочно друг с другом. В автомобиле комнат в буквальном смысле нет, но способ free air возможен, если в роли стены использовать, например, заднюю полку. Одна комната – салон, другая – багажник. При этом нужно решить две задачи: обеспечить жёсткость стены (полки) и «закрыть дверь», то есть герметично отделить салон от багажника. Последняя задача решается совсем непросто даже в седанах;

2) Корпус. Вариантов конструкции корпусов много, это предмет отдельного разговора, к которому мы обязательно вернёмся. Наибольшее распространение получили 2 варианта: закрытый ящик и фазоинвертор. Термин «закрытый ящик» говорит сам за себя: нужен прочный герметичный корпус определённого (расчётного) объёма. Если всё сделано правильно – получается всё хорошо, недостаток один – низкий к.п.д. Для того, чтобы нормально «качнуть» такой саб, нужно иметь усилитель с запасом по мощности.

Фазоинвертор – ящик с дыркой (портом, тоннелем, трубой, щелью – названий много). Если правильно рассчитать обьём корпуса и параметры порта, подобрать подходящий динамик – получится всё шоколадно: требуемое качество звука плюс большая отдача (громкость). Можно использовать даже скромный по мощности усилитель, что позволяет сэкономить на энергопотреблении и стоимости усилителя. Есть и в этом оформлении недостатки: во-первых, размер корпуса потребуется больше, чем «закрытый ящик». Во-вторых, сложность расчётов повышает вероятность ошибки.

Вот вкратце мы обосновали необходимость «ящиков». Теперь перейдём к практике.
Условно все корпусные сабвуферы я бы разделил на три группы: просто ящики, «невидимки» (стелс) и демо.

Ящики.
Просто ящики комментировать подробно не буду. Плюсы – невысокая стоимость корпуса и возможность при необходимости выложить саб из багажника.
Минусов несколько. Прежде всего, производители при создании корпусных сабвуферов не могут удовлетворить любой вкус, поэтому вынуждены делать нечто усреднённое, расчитанное, в основном, на молодёжь как основного потребителя. Короче, надо, чтоб «гупало» или «крышу сносило».

Другой недостаток – чуть ли не полбагажника занято, не каждому охота постоянно возить «большую коробку».

Мы не коллекционируем фотографии обычных корпусных сабов, их Вы можете посмотреть в любом магазине или на сайтах производителей.

 

«Стелс» (сабы-невидимки) – в нашей практике, безусловно, самый популярный и рациональный способ изготовления и установки корпуса. Подробней…

Демо-сабы  Здесь хочу предложить Вашему вниманию необычные, яркие варианты…  Подробней.