Спросите Мастера. Структура аудиосистемы

  Журнал FORZ, июль 2004г.

  Мы продолжаем публикации серии "Спросите мастера", и на сей раз наша тема – вопрос правильного выбора структуры вашей автомобильной аудиосистемы. Как показывает опыт, неосведомленность в самых банальных звуковых истинах приводит к тому, что на ветер выбрасываются десятки, сотни, тысячи вечноусловных и вечнозеленых единиц, а результаты – все равно плачевны. Нет звука, испорченные нервы, потраченное время... Чтобы избежать досадных разочарований, уделите несколько минут чтению, и это будет не зря потраченное время, так как даже заочная консультация НАСТОЯЩЕГО специалиста способна развеять многие мифы и бредни, распространяемые недобросовестными "кустарными" установщиками и мастерами-"криворучками". Доверять или нет – ваше дело, все равно – рано или поздно – человек приходит сам к правильным ответам. Вопрос только в том, чтобы это случилось все-таки "рано", а не поздно, – причем с минимальными затратами. Так что подумайте, – стоит ли самому наступать на весьма недешевые грабли, да еще и за свой счет? Если нет, – то вперед, к музыке! У нас в гостях многократный чемпион Украины и России, обладатель кубков чуть ли не всех версий соревнований по автозвуку Геннадий ДОЛЯ, – руководитель киевской студии "Блюзмобиль", а также глава украинского SPL-клуба. Итак, – занятие второе.

 

  В апрельском номере FOR'Z мы сформулировали основные требования к высококачественной автомобильной стереосистеме и определили задачи, выполнение которых позволит такую систему создать. Напомним совсем коротко, – для создания качественной автомобильной аудиосистемы необходимо выполнить следующие условия:

1. Определиться со структурой и составом будушей аудиосистемы.
2. Правильно подобрать компоненты.
3. Качественно установить музыкальную систему в автомобиле.

  Все три составляющие имеют важнейшее значение! Невыполнение хотя бы одной из них неизменно повлечет катастрофические последствия: затея получить хороший звук с треском провалится. Правильно подобранные и очень качественные компоненты могут играть вполне посредственно или вообще не играть, если установить их неправильно. С другой стороны, даже великие мастера-инсталляторы не получат хороший результат, если будут создавать систему из составляющих низкого уровня.
Начинать все же следует с определения структуры, конфигурации будущей системы – с самого начала.

  А сначала было МОНО – воспроизведение записанного на пленку звука одним каналом, – фактически из одной точки.
  Попытки обеспечить пространственность воспроизводимой фонограммы привели к созданию в 30-е годы прошлого столетия формата "стерео" (от греческого stereos – пространственный, объемный). Изначально этот термин использовался для названия многоканальной записи: первые эксперименты с объемным звучанием проводились с тремя каналами. Окружающий звук в кино (даже если там использовалось шесть дорожек) тоже долгое время назывался "стерео". Ассоциация слова "стерео" именно с двухканальными фонограммами была вызвана тем, что первые стереопластинки и появившееся позже FM-радиовещание были именно двухканальными. Однако в кинопроизводстве еще долго пользовались термином "стерео" для названия многоканальной фонограммы к фильмам. Даже четырехканальная система Dolby называлась "Dolby Stereo". А вот в наше время термин "стерео" у большинства ассоциируется именно с двумя каналами.Так что давайте не будем устраивать революцию в умах и согласимся: стерео – это формат, в котором звук воспроизводится двумя каналами – левым и правым.

  Так что же нужно для создания стереосистемы вообще, а автомобильной – в частности?
Нужен источник сигнала, усилитель этого сигнала до уровня, необходимого для нормальной работы динамиков, и пара этих самых динамиков. Применительно к автомобилю, источник и усилитель – это традиционная магнитола, а простейшая схема стереосистемы имеет такой вид:


  Схема эта, кстати, достаточно распространенная, имеющая свои достоинства и недостатки. Основное достоинство – минимум компонентов и, соответственно, невысокая стоимость. Играть такая система может довольно прилично, но негромко. Мы уже отмечали, что сигнал должен быть усилен до уровня, достаточного для нормальной работы акустических систем. Так вот, в данной конфигурации уровня сигнала как раз будет недостаточно. Дело в том, что надпись на любой современной автомагнитоле, например, 4 х 50 Вт – не более чем маркетинговый ход, которым пользуются практически все производители. Реально хороший "магнитольный" усилитель выдаёт "номинальных", то есть неискаженных, ватт 15, не более. Думаю, многим приходилось слышать рассказ начинающего любителя автозвука: "Купил магнитолу 4 х 50 Вт, мощные динамики (например, "блины" размером 6 х 9" по 300 Вт), а они оказались слабыми. Хрипят!". Традиционное заблуждение! Динамики здесь совершенно не виноваты. Для того, чтобы эти динамики играли хорошо и громко, на них нужно подать достаточно мощный сигнал. Может, заявленных 50 Вт как раз хватило бы, но магнитола на такой мощности выдает сигналы, далекие от музыкальных. Искажения на полной громкости настолько велики, что именно эти "хрипы" и воспроизводятся ни в чем не повинными динамиками. "Этот стон у нас песней зовется…"
  Вывод: для качественного звука нужен дополнительный усилитель, как минимум - двухканальный. Одна из аксиом автозвука: серьезная музыкальная система начинается с установки дополнительного усилителя мощности и выглядит таким образом:

  Ну вот, казалось бы, наконец получили полноценную систему. Всё!
К сожалению, не всё. Стандартные по размеру динамики по своим конструктивным особенностям не в состоянии воспроизводить самую низкую часть музыкального спектра. И в домашних, и в автомобильных системах эта задача возлагается на сабвуфер, который доносит до нашего слуха звучание самых низких басовых инструментов. Очень распространенное и, естественно, ошибочное мнение: "Люблю слушать спокойную музыку, поэтому сабвуфер, от которого "крышу сносит", мне не нужен". "Сносить крышу" – не основная и далеко не единственная задача сабвуферного звена. Думаю, нетрудно представить себе такую картину. Вы слушаете в концертном зале "живой звук", и вдруг умолкает контрабас, а барабанщик перестает стучать в бас-барабан. Это вряд ли понравится даже тем, у кого в детстве медведь потоптался по органам слуха.
  Аналогичная ситуация с аудиосистемой без сабвуфера: вы просто не будете слышать часть воспроизводимой фонограммы, причем очень значительную часть. Поэтому для качественной музыкальной системы как минимум нужен хотя бы один сабвуфер и еще один канал усиления. "Но как же стереокартинка, создаваемая двумя каналами?" – спросите вы. Введение в систему третьего – басового канала стереоэффект не разрушает, даже если сабвуфер располагается сзади. Дело в том, что частоты ниже 70 – 80 Гц не информативны, то есть не локализуются и не "тянут" на себя информацию. Стереоэффект на этих частотах тоже не работает, поэтому на практике чаще всего используется один сабвуфер, на который подается монофонический сигнал повышенной мощности.
  Совсем уже полноценная схема выглядит так:

  Это – минимальная схема, в которой чаще всего используется четырехканальный усилитель, два канала которого подключены к фронтальной акустике, а два других соединены мостом и обеспечивают работу сабвуфера. Достоинства такой схемы очевидны: небольшое количество компонентов позволяет существенно сэкономить на расходах.
В более "навороченных" системах применяются два и более усилителя мощности, компонентная акустика, несколько сабвуферов, различные дополнительные устройства – активные и пассивные кроссоверы, эквалайзеры, процессоры звуковых сигналов, буферные конденсаторы и т.д. Список этот полным не будет никогда и зависит от поставленных задач, желания и возможностей. Тема эта тоже бесконечна, мы к ней регулярно будем возвращаться. В отведенных для нас рамках этого номера мы рассматриваем общие, базовые понятия, минимально необходимые условия для получения полноценного звука.
  Ну и совсем уж традиционные вопросы: "А что же, задние динамики совсем не нужны? А как же задняя полка? Как же надпись на магнитоле – «4 х 50»? Зачем четыре? Как понять производителей акустики, которые упорно и в больших количествах выпускают динамики размером 6 х 9 дюймов, – так называемые "лопухи" или "блины"?
  Да, действительно, в формат высококлассной стереосистемы полноценные задние динамики не вписываются. Их производство и популярность объясняется несколькими причинами.
Задняя полка, особенно в кузовах типа "седан", – удобное место для размещения динамиков. В автомобилях "удобных" мест немного, поэтому часто динамики ставят "куда влезут", а не туда, где они будут звучать.
  Иллюзия так называемого "объемного" звука. Различные инструменты и исполнители не просто слышатся "откуда попало", но чаще всего вообще не локализуются Невозможно понять – откуда исходит этот звук. По большей части неграмотную, бездарную установку динамиков оправдывают понятием "объемный звук". А истина проста: динамики ставят туда, куда удобно, чаще всего пренебрегая результатом.
  И все-таки мы не станем категорически утверждать, что тыловые динамики в серьезных автомобильных системах не устанавливаются вообще. Есть такое понятие "тыловая подзвучка" – создание эффекта отраженного сигнала, грамотное применение которого позволяет достаточно реально передать атмосферу "живого" концертного зала. Задача создания подзвучки не так проста, как может показаться на первый взгляд.
О том, как правильно организовать себе "крепкий надежный тыл", – в ближайших номерах.