Каким должен быть звук в автомобиле?

Спросите мастера. Мастер-класс.

 Журнал FORZ, апрель 2004г.

Одним из наиболее приятных свойств несоциалистического уклада жизни является возможность заниматься любимым делом как жизненно главным. Не в качестве хобби или урывками между основной работой, да еще и с пользой для собственного кармана. И людей, с энтузиазмом предающихся этому, в нашей стране более чем достаточно.
Одним из наиболее замечательных качеств большинства этих людей является их открытость. Готовность поделиться частью накопленных знаний и опыта, чтобы менее искушенные смогли пораньше и правильней сориентироваться в выборе. Дабы общий (в смысле – всенашенский) уровень жизни улучшился для максимально возможной массы людей. Из простого житейского соображения: тем комфортнее будет каждому, чем добрее и свободней будет наша локальная популяция в целом.
В сфере околоавтомобильного бизнеса таких людей тоже немало. Равно как и в отдельно взятом секторе автозвука. Причем со многими из них наша редакция знакома лично и достаточно близко. И в силу однозначной солидарности с их жизненной позицией мы открываем в журнале новую рубрику – постоянно действующий «Мастер-класс», возможность выступить в котором предоставим всем тем специалистам, рядом с именем которых без каких-либо натяжек можно писать слово «Мастер». Причем именно так – с самой большой буквы.
Первым в «Мастер-классе» согласился выступить хорошо известный большинству столичных коллег-инсталляторов (и не только их) Геннадий ДОЛЯ, — руководитель киевской студии «Блюзмобиль», с недавнего времени взваливший на себя бремя обязанностей главы украинского SPL-клуба (о котором мы уже рассказывали в предыдущем номере). Итак, — занятие первое.

  Каким должен быть звук в автомобиле?
  Желание слушать качественный звук в автомобиле вполне естественно и присуще подавляющему большинству автолюбителей. Исключение, на мой взгляд, составляют лишь те несчастные, которые просто не подозревают о возможностях современных автомобильных аудиосистем. Те же, кто подозревает, рано или поздно приходят к решению свои желания осуществить. И вот тут возникает основной вопрос: каким должен быть звук в автомобиле? К чему стремиться? В меру своих знаний и опыта я постараюсь ответить на этот и другие вопросы, касающиеся основных, базовых понятий в области автозвука. Не собираюсь поучать и не претендую на роль преподавателя. Просто попытаюсь систематизировать общепринятые основы построения качественного звука в автомобиле и изложить этот материал в доступной форме, без сложных формул и занудных научных терминов. Как в том анекдоте, где «Ты не умничай, ты пальцем покажи!».   Показываю…

Оценка музыкальной системы – дело крайне субъективное. У каждого человека свой вкус, свои особенности органов слуха, свои музыкальные предпочтения и т.д. Как сформулировать «правильные» требования, удовлетворяющие всех? Вопрос этот возник не сегодня и не здесь, а точнее – более тридцати лет назад в Соединенных Штатах.  В начале восьмидесятых были разработаны первые правила проведения соревнований по качеству звука в автомобиле, а в 1988-м была создана IASCA – Международная ассоциация состязаний по автозвуку (International Auto Sound Challenge Association). В правилах IASCA были систематизированы основные требования к музыкальной системе и сформулированы критерии ее оценки. В дальнейшем, как в любом виде спорта, возникали другие международные и национальные ассоциации, соревнования проводились (и проводятся) по различным версиям, правила дорабатывались и изменялись, но практически все они базируются на тех, первых, и принципиально ничем от них не отличаются. Оценить, насколько хороша музыкальная система и какие недостатки в ней имеются, мы можем по критериям, сформулированным в этих правилах. Их немного:

Тональный баланс. Музыкальные инструменты и вокал должны вос-производиться натурально, естественно, без искажений, их голоса должны быть узнаваемыми и реальными. В идеале скрипка, например, должна звучать достоверно, «как живая», а не просто «похоже на скрипку». Кроме того, все инструменты должны звучать сбалансировано по громкости и не выделяться или вываливаться из «общей шеренги».
Способность правильно передавать звуковую стереокартину. По аналогии с концертным залом, звук в автомобиле должен воспроизводиться спереди, «со сцены», которой принято называть пространство в зоне лобового стекла над приборной панелью. Находясь на водительском (или пассажирском) месте, вполне реально можно представить себя сидящим в одном из первых рядов партера, и слушать музыку как бы со сцены. При хорошем результате «сцена» должна иметь определенную ширину, глубину, исполнители должны «располагаться» на строго отведенных для них местах, в порядке, задуманном звукорежиссером.Основная сложность построения «правильной сцены» заключается в том, что слушатели располагаются не по центру автомобиля, а сдвинуты: водитель – влево, пассажир – вправо. В идеале результат должен быть одинаков – и для водителя, и для пассажира. То есть, если саксофон, например, должен звучать справа в глубине «сцены», то и водитель, и пассажир должны слышать его именно оттуда.
Линейность – способность точного и детального воспроизведения музыкального материала на различных уровнях громкости. Если на среднем уровне система звучит замечательно, то, сделав тише, мы должны хорошо различать малейшие детали записи, отчетливо слышать весь оркестр, а не только отдельные инструменты. При громком прослушивании должна сохраняться легкость, прозрачность, динамика, инструменты не должны сбиваться в кучу и превращаться «в кашу». При этом, несмотря на высокий уровень громкости, ты чувствуешь себя комфортно и получаешь удовольствие от качественного, неискаженного звука. Способность к воспроизведению низких звуковых частот – оценка сабвуферного звена аудиосистемы. Возможность воспроизводить самые низкие частоты естественно и достоверно, без искажений и ограничений – одна из наиболее сложных задач, успешное решение которой позволяет получить полноценный качественный звук. Самый низкий бас – диапазон наиболее приятный для слуха (а также других органов, в основном – внутренних) и во многом определяющий общее впечатление от автомобильной аудиосистемы. Особенности «автомобильной среды» предполагают размещение сабвуфера сзади – в багажнике. Результат, при котором контрабас и другие басовые инструменты слышны спереди, со «сцены», являются «высшим пилотажем» и свидетельством очень высокого качества установки.
Отсутствие шумов и призвуков. Самая качественная аудиосистема сама по себе ничего не стоит, если воспроизведение сопровождается фоном, различными наводками, скрежетом, скрипом, наружным шумом и другими паразитными призвуками. Борьба с этими вредными эффектами в автомобиле – задача непростая и трудоемкая, но, не решив ее, о качественном звуке можно забыть.
Как видим, условий для получения хорошего звука немного. Как их выполнить? Вспоминается рассказ моего школьного учителя физики о том, как в бытовых условиях запросто получить натуральный янтарь: «Кусочек сосновой смолы на ниточке опускаешь в море, ждешь пару миллионов лет и вынимаешь готовый янтарь». В автозвуке тоже все просто: создаешь музыкальную систему, соответствующую вышеперечисленным требованиям, и — получаешь удовольствие. Только ждать так долго не хотелось бы, поэтому возьмемся за построение достойной аудиосистемы безотлагательно. Для этого нужно решить три основные задачи.

1. Определиться со структурой и составом будущей системы, исходя из поставленных задач и реальных возможностей. Необходимо учитывать личные музыкальные предпочтения, желание (или нежелание) успешно участвовать в публичных мероприятиях и соревнованиях, количество компонентов аудиосистемы и возможности их размещения в автомобиле, готовность пожертвовать какой-то частью салона и багажника, финансовые возможности и многое другое. К сожалению, на практике еще часто встречаются автомобильные системы с недостаточно продуманной структурой и нерациональным количеством дорогих компонентов, — при этом конечный результат явно не соответствует вложенным затратам.

2. Правильно подобрать компоненты системы, исходя из поставленных задач и все тех же вкусовых предпочтений, наличия нужных компонентов на рынке, финансовых возможностей и т.д. Желательно посмотреть и послушать весь «набор», посоветоваться со специалистами – установщиками, автолюбителями – обладателями серьезных музыкальных систем и сделать правильный, осознанный выбор.

3. Качественно установить музыкальную систему в автомобиль. Это требует серьезной теоретической и практической подготовки, определенных навыков, мастерства. Грамотно установить динамик и прикрутить его на четыре самореза к штатному посадочному месту – разные вещи. От качества установки зависит, насколько будет реализован потенциал выбранной аппаратуры. Даже безумно дорогой и очень качественный комплект можно бесславно загубить бездарной установкой.

Так что, прямо сейчас начнем проектирование аудиосистемы? Я предлагаю не торопиться. Спешка нужна в двух случаях: первый — общеизвестен, а второй – при «врезании блинов» в заднюю полку на примыкающей к авторынку территории в конце дня. Но мы же обсуждаем проект серьезной музыкальной системы, поэтому сделаем паузу, хорошенько обдумаем полученную информацию, а определяться со структурой и рассматривать различные варианты компоновки вашей системы будем в следующем номере. Договорились?

  И еще пара слов от редакции. Понятно, что формат «класса» не позволяет в единичной сессии осветить сразу все проблемы и дать подсказки по большинству вопросов. Поэтому мы приглашаем вас на следующую встречу, ровно через месяц. Ну а все вопросы, которые хотелось бы (или стоит) задать Мастеру, мы с удовольствием примем по всем имеющимся у нас каналам: электронным, телефонным или традиционным почтовым.
Продолжение здесь...