Часто задаваемые вопросы.

В этом разделе позволю себе ответить на простые, наиболее часто задаваемые вопросы. В своих ответах я буду высказывать своё личное мнение, однако оно в большинстве случаев основывается на общепринятых в мире основах построения качественного звука в автомобиле.

Каким должен быть звук в автомобиле?

В мире автозвука существует 2 основных варианта построения музыкальных систем.

Первый – так называемый “дискотечный”. При этом динамики в неограниченных количествах устанавливаются во всевозможные “удобные” места в салоне автомобиля, по принципу – куда влезут (в заднюю полку, например). В результате – звук отовсюду и ниоткуда. Преимуществом такой системы является простота установки, недостатком – отсутствие «стереокартинки», направленности звука, локализации.
Второй и наиболее популярный вариант можно назвать “сценическим”. При этом звук воспроизводится спереди, “со сцены”, которой принято называть пространство в районе лобового стекла над приборной панелью автомобиля.
Задумайтесь: человек всегда старается посмотреть в сторону источника звука. Разговаривая с собеседником, мы смотрим в его сторону. Так уж устроены и взаимосвязаны наши органы чувств – зрение и слух. Да и на концерте или спектакле мы не садимся спиной к сцене. Поэтому в автомобиле вполне естественно стремление получить в результате звук “со сцены”, спереди. Хороший результат — это концертный зал в автомобиле. Находясь на водительском (или пассажирском) месте, Вы вполне реально можете ощущать себя сидящим в одном из первых рядов партера, и слушать музыку со сцены. При хорошем результате сцена должна иметь определенную ширину, глубину, исполнители должны “располагаться” на строго отведенных для них местах , в порядке, задуманном звукорежиссером. Основная сложность построения “правильной” сцены заключается в том, что слушатели располагаются не по центру автомобиля, а сдвинуты: водитель — влево, пассажир — вправо. В идеале результат должен быть одинаков и для водителя, и для пассажира. То есть, если саксофон, например, должен звучать справа в глубине сцены, то и водитель, и пассажир должны слышать его именно оттуда. В отличие от домашних музыкальных систем, где можно и место для прослушивания выбрать удобное, и подвигать колонки, в салоне автомобиля с этим сложнее. На ручник Вы не сядете, неудобно. Оптимальное размещение и направление динамиков в машине тоже вызывает определённые трудности. Именно поэтому общий результат зависит от качества и правильности установки не в меньшей мере, чем от качества самих компонентов системы Кроме того, музыкальная система должна иметь возможность на разных уровнях громкости воспроизводить весь спектр музыкальных сигналов без искажений, натурально и естественно.
Ещё в начале нынешнего века Ваш покорный слуга написал статью для журнала FORZ, в которой подробно рассматривался этот вопрос. Статья здесь…

Хочу хороший звук! С чего начать?

Сначала нужно определиться со структурой музыкальной системы. Минимальная схема, при которой получается полноценный звук, выглядит так: головное устройство (магнитола или CD-рессивер ), комплект динамиков вперёд, сабвуфер и усилитель мощности, два канала которого подключаются на фронтальную акустику, два других – на сабвуфер мостом. Мощные динамики сзади не нужны, так как при полноценном их подключении сцена, которую мы с Вами усердно “строили”, попросту развалится, и мы в результате получим дискотечный вариант.
Существует такое понятие — “тыловая подзвучка”, с помощью которой создаётся эффект отражённого сигнала в концертном зале. Одним из способов реализации этого эффекта является установка акустических систем сзади. Но при этом подводимая мощность к тыловым динамикам примерно на порядок ниже, чем к фронтальным, и на них подаётся только определённая часть спектра музыкального сигнала. Да и сами динамики мощными и большими быть не должны (вспомните домашние системы). Как правило, для задних динамиков достаточно мощности усилителя магнитолы. Грамотная организация тыловой подзвучки действительно добавляет приятный на слух эффект объёма.
В журнале FORZ ещё в далёком 2004 году структуре аудиосистемы была посвящена отдельная статья. Статья здесь…

Не будут ли обделены задние пассажиры при такой схеме?

В концертном зале слушатели, сидящие в десятом ряду партера, вряд ли чувствуют себя менее комфортно, чем сидящие в первом. Скорее наоборот. Примерно такой же эффект часто присутствует и в салоне автомобиля. Мне неоднократно встречались обладатели высококлассных автомобильных систем, которым слушать музыку с заднего сиденья нравилось даже больше. Это – дело вкуса. Давайте посмотрим с другой стороны. Как себя будет чувствовать задний пассажир, в нескольких сантиметрах от уха которого полноценно звучит мощный динамик? Скорее всего, попросит сделать тише.

Сразу – дорого! Что делать?

Вполне реально создавать систему поэтапно. Например, сначала установить головное устройство и комплект фронтальной акустики. На небольшой громкости будет вполне приличный звук. Захочется погромче — начнутся искажения, так как любая магнитола имеет в лучшем случае Ватт 15 на канал (номинальных). Надпись “4х50Вт”- это другой стандарт и скорее — маркетинговый ход. В небольшом корпусе магнитолы, кроме всего прочего, размещается 4-канальный усилитель в виде одной маленькой микросхемы, и когда заявляют мощность 4х50 – не верьте! Сравните хотя бы с размером любого отдельного автомобильного усилителя мощности с теми же заявленными 4 по 50Вт.
В общем, если хотите качественный звук на нормальной громкости — без дополнительного усилителя мощности никак не обойтись. Есть в автозвуке аксиома: качественная система начинается с установки внешнего усилителя мощности. Установите, включите – сразу почувствуете разницу. И всё будет хорошо, кроме одного: самые низкие частоты воспроизводиться не будут,если даже у Вас стоят очень «басовитые» динамики. Нужен сабвуфер.
Более подробная информация о сабвуферах — здесь…

Как сделать правильный выбор компонентов аудиосистемы?

Вопрос серьезный, коротко и однозначно на него ответить невозможно. Все зависит от желаний и, чего уж там,- возможностей. Во-первых, даже при скромных затратах (ну нет у Вас сегодня больше!) компоненты аудиосистемы желательно выбирать с таким расчетом, чтобы в дальнейшем эту систему можно было расширить, улучшить, что-то добавить. Именно добавить, а не менять. Во-вторых, и это, пожалуй, главное, — перед принятием решения желательно посоветоваться со специалистом. Я бы не рекомендовал спрашивать совета у продавца, в большинстве случаев он заинтересован прежде всего в том, чтобы Вы купили его товар, поэтому будет нахваливать, не сомневайтесь. Обратитесь в установочную студию или к специалисту-установщику за советом. Установщик заинтересован, так же, как и Вы, в хорошем конечном результате, для него — это лучшая реклама и возможность успешно работать в дальнейшем.

Оборудуются ли современные автомобили штатно приличными аудиосистемами? Во всяком случае, часто приходится слышать: “У меня отличная штатная система, мне хватает”.

Да, и еще говорят: “У меня штатно стоят 8 динамиков, звук — супер!” Скорее всего, обладатель такой системы просто ничего приличного не слышал, не с чем сравнивать. Количество динамиков совершенно не определяет качество звука. Во всяком случае, здесь не подходит выражение: “Чем больше, тем лучше”.
Современное автомобилестроение живет в мире жесточайшей конкуренции, законы которой не позволяют серийно устанавливать серьезную аудиосистему, ведь возрастает стоимость автомобиля. Поэтому штатно, “с завода”, практически все производители устанавливают недорогую, средненькую систему, “приличный ширпотреб”. Очевидно, это правильный подход. Большинство потребителей такая музыка устраивает (хватает!), а кто “с понятием” и хочет слушать хороший звук — пожалуйста, обращайтесь в специализированные установочные студии. Кроме того, выбор компонентов аудиосистемы очень широкий, на любой вкус, кому что нравится. Тут нужен индивидуальный подход.
Есть и исключения. На дорогих современных автомобилях, бывает, производители устанавливают разветвленную аудиосистему с претензиями на хороший звук. Стоимость таких систем, как правило, откровенно неприличная, качество — сомнительное. Потребителю, знающему толк в качественном звуке, приходится в специализированной студии систему переделывать частично или полностью.

Какое должно быть авто, чтобы в него можно было поставить серьёзную музыкальную систему? Можно ли поставить ее в старую советскую машину?

 Сначала нужно определиться в понятии «серьёзная музыкальная система». В мире автозвука существует два основных направления:
1) качество звука — музыкальные автомобильные системы, способные очень качественно и достоверно воспроизводить музыкальный материал (записи в различных форматах). Пожалуй, сюда же можно отнести становящиеся всё более популярными и доступными мультимедиа системы, в которых к аудио-форматам добавляется видео;
2) неограниченное звуковое давление, проще — громкость. Это — «спортивные» музыкальные системы, соревнующиеся за конкретный результат. К музыке в классическом понимании это не имеет никакого отношения, важно на определённой частоте выдать результат — максимальное давление внутри автомобиля.
И одно, и другое направление имеет право на реализацию в любом средстве передвижения независимо от страны-производителя, года выпуска, количества колёс (крыльев, винтов, турбин, парусов, ног, копыт и т.д.).
Если говорить о качественной музыкальной системе, то важнейшим аргументом мне представляется вопрос: «для кого достигается это качество?» Если для владельца, водителя, пользователя — тогда какое значение имеет марка автомобиля? Или владельцы Мерседесов и Лексусов достойны слушать хорошую музыку, а «Тавроводы» и владельцы «Жигулей» пусть сначала накопят деньги на «более достойный» автомобиль? Здесь важно определиться: музыкальная система создаётся для «себя любимого» или для автомобиля.
Что касается спорта под названием «SPL» (sound pressure level — уровень звукового давления) — здесь как раз очень большое значение имеет правильный выбор автомобиля, точнее — размер, тип кузова, прочность, геометрия и многое другое. Задача — получить максимальный результат, поэтому выбор автомобиля, состава «музыкальной» системы, системы энергообеспечения, трудовые и финансовые затраты — далеко не полный перечень для получения высокого результата.

Каковы основные этапы подготовки и создания аудио системы?

Для профессионала можно определить четыре основных этапа:
1) правильно сформулировать и понять основную задачу: что хочет получить в результате заказчик. Важно как можно более подробно выяснить, какие музыкальные предпочтения у заказчика, какую музыку он слушает чаще, желательно «полистать» его альбом с компакт-дисками;
2) определиться со структурой создаваемой системы и правильно подобрать компоненты, позволяющие достичь максимального результата. Здесь важно максимально учесть пожелания заказчика, а также особенности конструкции автомобиля, стиль установки, предполагаемый бюджет и другие составляющие проекта;
3) непосредственно исполнение проекта (создание и установка музыкальной системы, или по-модному – инсталляция). Этот этап зависит от опыта и мастерства специалистов, а также способности их к творчеству, креативности. Можно самый дорогой и качественный комплект акустической системы бесславно загубить бездарной установкой, а можно из приличных правильно подобранных компонентов за счёт качественной профессиональной установки получить очень достойный результат. Не последнюю роль при инсталляции имеет эстетическая составляющая: любое вмешательство в заводской интерьер должно не просто не испортить общий стиль, но внести в него элементы неповторимости, индивидуальности, эксклюзивности;
4) настройка системы. Заключительный этап, позволяющий получить максимальный результат в построении качественной аудио(видео) системы. Невозможность (или неумение) правильной настройки превращает весь проект в банальное «прикручивание усилителей» и «врезание колонок».
Все эти четыре этапа, как звенья одной цепи, имеют очень важное значение для достижения общего результата.

Зачем нужно обесшумливать авто и что под этим подразумевается?

«Обесшумливать авто» нужно для уменьшения уровня шума внутри автомобиля. Учитывая тематику нашей беседы, задачу дополнительной шумоизоляции можно разделить на две составляющие:
1) общая шумоизоляция, позволяющая уменьшить уровень нежелательного шума в салоне при движении автомобиля. При этом специальными материалами обрабатываются «шумные» места: днище, перегородка моторного отсека, багажник, арки колёс, двери, капот, крыша и т.д.. Чем тише внутри салона, тем комфортней его обитателям, тем приятней слушать качественный звук;
2) «музыкальная шумоизоляция», позволяющая исключить паразитные шумы, дребезги, нежелательную вибрацию при воспроизведении достаточно мощной музыки. Согласитесь, стремление получить чистый качественный звук теряет смысл, если он будет сопровождаться дребезгом дверных карт или грохотом задней полки.
К сожалению, автопроизводители не всегда уделяют достаточно внимания шумоизоляции своих автомобилей, стремясь прежде всего уменьшить их себестоимость. Эту «экономию» приходится компенсировать за свой счёт непосредственно потребителю.